В помощь фикрайтеру. Краткий перечень советов и ошибок от Lorelei.

Предисловие.

Читала я как-то очередной фик и в голову мне пришла далеко неоригинальная мысль: взять и написать статью-рецензию, которая включала бы в себя не только советы для начинающих фикрайтеров, но и, так сказать, перечень основных ошибок, которые достаточно часто встречаются. Сказано - сделано. Устраивайтесь поудобнее и вникайте в мои воззвания.

Глава первая. С чего начать?

Обычно, желание что-либо написать, возникает при прочтении другого, аналогичного, произведения. Причем сначала, оно совершенно неосознанно. Но в какой-то момент вы начинаете понимать, что все, вы дозрели. Первый совет в данном случае банален. Сначала подумайте о том, про что вы будете писать. Определитесь с пейрингом, жанром и придумайте хотя бы завязку вашего будущего сюжета, если не можете придумать все действие сразу и целиком. Придумали пейринг? Советую почитать хотя бы два-три Хороших фика, в которых были бы использованы эти же герои. Ну а дальше, садитесь и пишите свое творение. Как печатать, я вас учить не буду.

Глава вторая. Наш любимый канон.

С каноном, как ни странно, связаны самые грубые ошибки, которые почти всегда бросаются в глаза. Даже если фик написан грамотно и стилистически верно, грубые канонные ошибки могут просто испортить все впечатление. Что делать, чтобы избежать таких ошибок? Во-первых, если вы пишите по какому-то конкретному отрезку времени, то внимательно изучите его, пусть потратите немного больше времени, зато в будущем избежите гневных рецензий и отзывов в адрес себя и своего шедевра. Во-вторых, на многих форумах, посвященных фанфикшенам, сейчас очень много тем, в которых можно узнать все про интересующего вас персонажа или отрезок времени. Это все касалось фактических ошибок, связанных с местом действия, возрастом, родством одного персонажа с другим и прочего. Но как быть с характерами героев? Например, вы пишите фик, где главными героями являются Драко Малфой и Гермиона Грейнджер. И вам срочно надо, чтобы всегда надменный Малфой превратился в плюшевого зайку, видимо для того, чтобы Гермиона в него влюбилась. Первое, что я могу посоветовать, не браться за это неблагодарное дело, читатель (особенно искушенный) этого не поймет и не оценит. Но об этом позже. Если же вы все-таки решились так кардинально поменять характер и образ героев, то могу вам предложить только один выход. Дайте точную мотивировку тому, почему ваши персонажи вдруг резко изменили свою привычную линию поведения.
То есть, должно произойти какое-то событие, которое так резко на них повлияло и повлекло за собой изменение их характеров. Варианты, вроде влюбился, не принимаются. Влюбился – это не повод, чтобы из злых и надменных превращаться в белых и пушистых мишек. Если же вы хотите показать, что данный персонаж всегда был таким (пример: Драко Малфой всегда был белым и пушистым, но только где-то очень глубоко в душе), то тогда раскройте своего героя полностью, а не описывайте это, как уже свершившийся факт. Это вызывает лишь недоумение. Но не переусердствуйте! А то получится, что вы вообще не о героях данного фэндома пишите, а о каких-то совершенно посторонних людях. А такой фик просто нигде не разместят.

Глава третья. Печальная. Советы по сюжету.

Каким делать сюжет – это сугубо ваше, авторское дело. Я же здесь хочу просто перечислить список того, на что следовало бы обратить свое внимание. Четко простройте свою композицию. Напоминаю для тех, кто спал на уроках литературы в школе, композиция состоит из экспозиции или предсобытийного ряда, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Это простое правило лучше соблюдать везде и всегда, даже в мини. В любом случае кульминация должна быть везде и всегда. Если не будет этого эффекта наивысшего напряжения, читать будет не интересно. Само действие тоже должно развиваться по нарастающей. Бывает и такое, что композиции вообще как таковой нет, но это под силу лишь достаточно опытному фикрайтеру. Пытайтесь писать все же что-то свое, а не просто копировать чужой, понравившийся вам фик. Это просто плагиат, со всеми вытекающими из этого последствиями. Не используйте заезженных сюжетных линий - это уже никому не интересно. Избегайте часто встречающихся пейрингов, а если уже и взялись за это, то тогда попытайтесь раскрыть его с новой стороны, но при этом попытайтесь не впадать в конкретное ООС. Вот собственно и все, остальное – решать вам.

Глава четвертая. Опасности рейтинга.

Рейтингов, как известно, не так уж много. Всего пять (иногда шесть). Самые опасные рейтинги, на мой взгляд, G и NC-17. Объясню почему. В первом очень легко впасть в занудство, не каждый может придумать интересный и красивый сюжет, который бы легко читался, да и вообще описать все достаточно мягко. Надо сильно постараться, чтобы такой фик по-настоящему увлек читателя, а не вызвал рвотный позыв. А NC-17 просто сам по себе сложен. Сначала определите для себя, что собственно откровенные сцены решают в вашем сюжете. Простое правило: попробуйте прочитать свой фик без сцен подобного материала и посмотрите, что получится, если смысл не меняется вообще, то задумайтесь над тем, нужен ли вам этот рейтинг вообще. При этом рейтинге всегда есть возможность превратить фик в банальную порнографию.

Глава пятая. Мат, насилие, грубость, подробное описание сцен сексуального характера. Жанры.

Ну а если вы все-таки решились на NC-17, то вам к прочтению нужна именно эта глава. Вообще, я, например, не противник этого рейтинга, в некотором смысле я его даже нежно люблю. Но! Только, если это действительно органично вплетено в сюжетную канву. Это же касается и мата, и насилия, и немотивированной жестокости и всего прочего. Красиво, конечно, изнасилование не опишешь, но можно описать его завораживающе, так, чтобы это действительно было интересно. А потом, далеко не каждый герой, в представлении читателей, способен на такие поступки. Если у вас тот же Гарри Поттер кого-то насилует, так потрудитесь объяснить, что его на этот подвиг толкнуло. Если не можете объяснить, не связывайтесь с этим вообще. А то к вам обязательно возникнет масса вопросов, причем не самых приятных по своему содержанию. И старайтесь все же, не уходить от выбранных вами образов. Если у вас в начале фика герой матерится как извозчик, пьет как сапожник и вообще ведет себя как прожженный жизнью человек, то не надо потом кардинально менять все это. Честно, это просто раздражает. Еще один любимый штамп, особенно в гермидраке. Сначала, Драко Гермиону унижает, оскорбляет, потом насилует в каком-нибудь неоригинальном месте, а потом, как правило, это происходит в последней главе, проникается к ней какой-то ненормальной любовью. Такое, конечно, может быть, но только в случае четкой мотивировки, которая описана выше. Полюбить он ее может, но не до розовых соплей. А иначе, это просто противоречит характеру персонажа. Плавно переходим к жанрам. Ненавижу, да и многие ненавидят, когда фик начинается в angst манере, потом вдруг резко скатывается в романс. Если, конечно, это не тот случай, в котором angst - это скорее обозначение атмосферы, а не жанр именно любовной линии. Когда это второй случай, смотрится это просто глупо. Почему? Описано тремя предложениями выше. Осторожнее с юмором. А то может получиться – сам смешу, сам смеюсь.

Глава шестая. Тип.

Ну, тут уж однозначно решать только вам. Слэш, гет или фэм-слэш? Зависит от ваших личных вкусов. Единственное, что могу сказать, не спешите скрещивать всех со всеми. Особенно это касается слэша. Как-то не вяжется в голове, что там прямо все были с гомосексуальными наклонностями. Хогвартс и прилегающие к нему территории – это не закрытый гей-клуб. Про мужскую беременность я вообще ничего говорить не буду, кому надо тот поймет. Чрезмерный флафф в слэше тоже раздражает, все-таки про мужчин пишете. Вообще, больше всего споров вызывает именно слэш. Фэм-слэша просто ничтожно мало, а гет традиционен. Повторяю, решать только вам.

Заключение.

Вот и все. Если я своим старческим брюзжанием еще не отбила у вас охоту писать, то тогда милости прошу. Пишите и радуйте своим творчеством других.